Закрыть
Авторизация

Логин:

Пароль:



Забыли пароль?
Регистрация
8 (3466) 29-18-22 доб. 226  
ПРИЕМНАЯ

г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 8а

support@nvdgp.ru - Тех. поддержка,
priem@nvdgp.ru - Приёмная


Бюджетное учреждение ХМАО-Югры "Нижневартовская городская детская поликлиника"

Памятки по антикризисному консультированию

Пятница,  28  Октября  2016

Родителям на заметку

Кризисы и  помощь ребенку

Ребенок, как и взрослый человек, развивается неравномерно; есть периоды относительно спокойные и стабильные, а есть так называемые критические периоды. Во время критических периодов ребенок меняется весь, целиком. Во время кризиса личность ребенка становится неустойчивой и даже на слабые раздражители отвечает неоправданно интенсивными откликами, что иногда приводит к непрогнозируемым эффектам.
Возрастные особенности психики подростков являются:
-          эмоциональная незрелость;
-          подчиняемость авторитету взрослого;
-          доверчивость;
-          недостаточность жизненного опыта и осведомленности в вопросах половых отношений;
-          неумение полно и критично оценивать сложившуюся ситуацию и прогнозировать возможные действия других лиц.
Эти особенности и определяют своеобразие детской реакции на ситуацию кризиса.
Кризисная для ребенка (подростка) ситуация наступает тогда, когда он не может самостоятельно, без чьей-либо поддержки и помощи справиться с ней.
Оказавшегося в кризисной ситуации ребенка всегда характеризует:
-          большая неуверенность и беспомощность.
-          повышенная тревожность и страхи.
-          повышенная эмоциональность.
Ощущение внешнего давления и напряжения. В основе этого лежит необходимость совершать какие-либо действия, причем быстро и безотлагательно.
Острая потребность в помощи и вмешательству извне.
Переживаемые детьми и подростками кризисы можно разделить на три основные группы:
1.        Возрастные кризисы.
2.        Кризисы утраты и разлуки.
3.        Травматические кризисы.
Возрастной кризис – это переходный период между возрастными этапами, который неизбежно переживается ребенком при переходе от одного возрастного этапа к другому по завершению определенных стадий развития. Возрастные кризисы у детей: одного года, трех лет, семи лет и подростковый кризис (13-17 лет).
Утрата – переживание, человеческий опыт, связанный со смертью близкого человека.
С кризисами разлуки дети сталкиваются в случаях развода родителей и создание родителями новых семей.
Травматические кризисы возникают в результате внешнего кратковременного или длительного воздействия событий, выходящих за рамки нормального человеческого опыта, к которым человек, как правило, не является готовым.
Кризис насилия – это разновидность травматического кризиса, причиненного людьми.
В кризисной ситуации реакции ребенка могут быть:
Экспрессивными – ребенок проявляет сильные эмоции, может плакать, кричать, рыдать, смеяться, но главным при этом является невозможность контролировать себя;
Контролируемыми – ребенок пытается сдерживать себя, внешне может выглядеть чрезмерно спокойным;
Шоковыми – ребенок как бы оглушен, подавлен, ему трудно понять, что с ним произошло.
Все эти типы реагирования могут сменять друг друга, складываясь в определенный тип поведения, из которых обычно  выделяют следующие:
Интернализированное поведение. Дети, обнаруживающие этот тип поведения, часто изолированы и закрыты. Они не стремятся к взаимодействию с другими. Также они:
-          проявляют признаки сниженного настроения вплоть до депрессии;
-          обнаруживают недостаток спонтанности и игрового поведения;
-          послушны и легко податливы;
-          кажутся чрезмерно бдительными и пугливыми;
-          пугаются нетипичных раздражителей и боятся нового;
-          имеют проблемы со сном и засыпанием;
-          часто жалуются на боль в голове и животе, нарушение пищевого цикла;
-          склонны к аддиктивному (зависимому) поведению;
-          формируют угрозы суицида;
-          склонны к диссоциативным  расстройствам;
-          демонстрируют аутоагрессию (наносят себе порезы, ожоги и т.п.)
Экстернализированное поведение. Дети с таким поведением направляют свои эмоции и чувства во вне, на других детей, на взрослых, на предметы. Как правило, они:
-          агрессивны, враждебны и деструктивны;
-          могут вести себя вызывающе, могут сами спровоцировать избиения или сексуальные посягательства на себя, могут сами нападать на других;
-          часто издеваются над животными (вплоть до их убийства);
-          склонны к деструктивным формам поведения (например, к поджогам, вандализму);
-          могут демонстрировать сексуально окрашенное или сексуально направленное поведение.
Кризисы могут вызвать психическую травму или повреждение базовых структур личности ребенка, аффективных (чувственных) и когнитивных (познавательных)  на всех уровнях, начиная с физиологических механизмов и заканчивая общей картиной мира и образом Я. Агрессивные и непродуманные действия могут закрепиться и стать стилем поведения ребенка. Незавершившийся кризис опасен возникновением и развитием психических и психосоматических заболеваний, негативизмом, отчаянием и замкнутостью.
Если вы заметили у  ребенка такое поведение, обратитесь к специалисту.
 
Медицинский психолог Центра здоровья для детей БУ «НГДП» Л.Н. Лермонтова

 

Памятка №2. 

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Если вы заметили, что ваш ребенок:
1.        Все чаще «уходит в себя» (начинает задумываться о смысле жизни, ограничивает вход в свое пространство близким людям и т.д…);
2.        Становится капризным, привередливым (настроение подростка чуть ли ни ежедневно колеблется между возбуждением и упадком);
3.        В состоянии депрессии (подростки становятся замкнутыми, уходят в себя);
4.        Агрессивен (многим актам самоубийства предшествуют вспышки раздражения, гнева, ярости, жесткости к окружающим);
5.        Раздает подарки окружающим (происходит обесценивание того, что раньше было значимым). Подростки раздаривают любимые вещи – диски с играми, музыкой, одежду, или наоборот, начинают игнорировать их – ходят в одной одежде, не смотрят любимые передачи, не слушают любимые музыкальные диски;
6.        Получил психологическую травму – крупное эмоциональное потрясение (расставание с родными, привычным укладом жизни, столкновение со значительными физическими, моральными и интеллектуальными нагрузками). Все это может стать для подростка трагедией;
7.        Внезапные, неожиданные изменения в поведении подростка (например, сдержанный, немногословный, замкнутый подросток неожиданно начинает много шутить, смеяться, болтать). Такая перемена свидетельствует о глубоко переживаемом одиночестве или психологической травме, а подросток стремится скрыть свои переживания под маской веселья и беззаботности. Другими тревожными симптомами являются снижение энергетического уровня, усиление пассивности, безразличие к общению, жизни.
8.        Если подросток открыть высказывает намерение уйти из жизни.
Родителям следует знать, что это является прямым предупреждением о возможной попытке суицида.
Основными шагами по сопровождению подростков в ситуации суицидального риска являются: кризисная поддержка и кризисное вмешательство.
Для предотвращения попытки  суицида очень важно установить с попавшим в беду подростком контакт, вступить с ним в дружеское общение, предложить подростку эмоциональную поддержку.
При наличии высокого риска постоянно оставаться с подростком, не покидая его ни на минуту. При необходимости связаться с психиатром, вызвать скорую помощь и организовать госпитализацию.
Психолог  Центра здоровья для детей БУ «НГДП»
Т.З. Попова

Памятка №3.

 

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Что нужно сделать для того, чтобы помочь своему ребенку?

I. Подбирайте ключи к разгадке суицида.

Ищите признаки возможной опасности: суицидальные угрозы, предшествующие попытки самоубийства, депрессии, значительные изменения поведения или личности человека, а также приготовления к последнему волеизъявлению.

2. Примите суицидента как личность. Если вы полагаете, что кому-либо угрожает опасность самоубийства, действуйте в соответствии со своими собственными убеждениями. Опасность, что вы растеряетесь, преувеличив потенциальную угрозу, — ничто по сравнению с тем, что кто-то может погибнуть из-за вашего невмешательства.

3. Установите заботливые взаимоотношения. Вы можете сделать гигантский шаг вперед, если станете на позицию уверенного принятия отчаявшегося человека. В дальнейшем очень многое зависит от качества ваших взаимоотношений. Их следует выражать не только словами, но и невербальной эмпатией; в этих обстоятельствах уместнее не морализирование, а поддержка.

4. Будьте внимательным слушателем. Суициденты особенно страдают от сильного чувства отчуждения. В силу этого они бывают не настроены принять ваши советы. Гораздо больше они нуждаются в обсуждении своей боли, фрустрации и того, о чем говорят: «У меня нет ничего такого, ради чего стоило бы жить». Если человек страдает от депрессии, то ему нужно больше говорить самому, чем беседовать с ним.

5. Не спорьте. Ни в коем случае не проявляйте агрессию, если вы присутствуете при разговоре о самоубийстве, и постарайтесь не выражать потрясения тем, что услышали. Вступая в дискуссию с подавленным человеком, вы можете не только проиграть спор, но и потерять его самого.

6. Предложите конструктивные подходы. Одна из наиболее важных задач профилактики суицидов состоит в том, чтобы помочь определить источник психического дискомфорта. Это может быть трудным, поскольку «питательной средой» суицида является секретность. Наиболее подходящими вопросами для стимуляции дискуссии могут быть: «Что с тобой случилось за последнее время? Когда ты почувствовал себя хуже? Что произошло в твоей жизни с тех пор, как возникли эти перемены? К кому из окружающих они имели отношение?» Отчаявшегося подростка необходимо уверить, что он может говорить о чувствах без стеснения, даже о таких отрицательных эмоциях, как ненависть, горечь или желание отомстить.

7. Не оставляйте человека одного в ситуации высокого суицидального риска. Оставайтесь с ним как можно дольше или попросите кого-нибудь побыть с ним, пока не разрешится кризис или не прибудет помощь.

8. Обратитесь за помощью к специалистам.

Памятка №4. 

Что нужно знать о суициде?

Важная информация № 1. Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Суицид является “убийцей № 2” молодых людей в возрасте от пятнадцати до двадцати четырех лет. “Убийцей № 1” являются несчастные случаи, в том числе передозировка наркотиков, дорожные происшествия, падения с мостов и зданий, самоотравления. По мнению же специалистов, многие из этих несчастных случаев в действительности были суицидами, замаскированными под несчастные случаи. Если специалисты правы, то тогда главным “убийцей” подростков является суицид.

Важная информация № 2. Как правило, суицид не происходит без предупреждения.

Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти. О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Важная информация № 3. Суицид можно предотвратить.

Есть мнение, что если подросток принял решение расстаться с жизнью, то помешать ему уже невозможно. Считается также, что если подростку не удалось покончить с собой с первого раза, он будет совершать  суицидальные   попытки  снова и снова, до тех пор, пока не добьется своего.

В действительности же, молодые люди пытаются, как правило, покончить с собой всего один раз. Большинство из них представляют опасность для самих себя лишь в продолжение короткого промежутка времени – от 24 до 72 часов. Если же кто-то вмешается в их планы и окажет помощь, то вероятнее всего, снова покушаться на свою жизнь они не будут.

Важная информация № 4. Разговоры о суициде не наводят подростков на мысли о суициде.

Разговаривая с подростком о суициде, мы вовсе не подталкиваем его совершить суицид. Напротив, подростки получают возможность открыто говорить о том, что уже давно их мучает, не дает им покоя. Если твоя знакомая, словно бы невзначай, заводит разговор о самоубийстве, это значит, что она давно уже о нем думает, и ничего нового ты ей о нем не скажешь. Больше того, твоя готовность поддержать эту “опасную” тему даст ей возможность выговориться, –  суицидальные  же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.

Важная информация № 5. Суицид не передается по наследству.

От мамы ты можешь унаследовать цвет глаз, от папы – веснушки на носу; суицидальные же идеи по наследству не передаются.

Важная информация № 6. Суициденты, как правило, психически здоровы.

Как правило, подростки, которые совершают  попытку  покончить с собой, психически больными не являются и представляют опасность исключительно для самих себя. Большей частью они находятся в состоянии острого эмоционального конфликта, от чего в течение короткого промежутка времени думают о самоубийстве. Лишь у очень небольшого числа молодых людей наблюдаются серьезные химические и физические нарушения мозговой деятельности, в связи с чем их поступки и ощущения могут в течение долгого времени отличаться неадекватностью.

Важная информация № 7. Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание.

Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: “Я хочу покончить с собой”. Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно.

Исходя из того, что если твой друг завел разговор о самоубийстве, значит живется ему и в самом деле не сладко. Значит, он решился на отчаянный шаг. Даже если он просто “делает вид”, хочет обратить на себя внимание, это необычное  поведение  свидетельствует о том, что он попал в беду. Что-то у него наверняка стряслось. И лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

Важная информация № 9. Чем лучше настроение у суицидента, тем больше риск.

Совершивший  суицидальную   попытку  подросток возвращается в нормальное состояние медленнее, чем может показаться. Страхи и неприятности, подтолкнувшие его к суициду, еще не прошли окончательно, еще дают о себе знать. Вот почему этот этап наиболее опасен: все опекавшие подростка занялись своими делами, у него же возникает впечатление, что от него отвернулись, и ему может прийти в голову мысль совершить еще одну  суицидальную   попытку, чтобы “вернуть” к себе внимание окружающих.

Важная информация № 10 – самая важная: друг может предотвратить самоубийство!

От заботливого, любящего друга зависит многое. Он может спасти потенциальному суициденту жизнь.

А теперь представь, что кто-то из твоих друзей поделился с тобой своей тайной, – сказал, например, что хочет покончить с собой. Согласись, если б он тебе не доверял, то и секретами бы не делился. И заговорил твой друг с тобой, возможно, именно потому, что умирать-то он не хотел. К тебе он обратился потому, что верил: понять его сможешь только ты.

Медицинский психолог Центра здоровья для детей БУ «НГДП», Н.В. Майбах


Возврат к списку


8 (3466) 29-18-22 доб. 226  
ПРИЕМНАЯ

г. Нижневартовск, ул. Дзержинского, 8а

support@nvdgp.ru - Тех. поддержка,
priem@nvdgp.ru - Приёмная