Здоровье школьника и выбор профессии.
Общее понятие здоровья (по определению Всемирной организации здравоохранения) включает в себя, кроме физического здоровья, душевное и социальное благополучие. Если трудовая деятельность соответствует физическим возможностям человека, то она благоприятно сказывается на общем состоянии здоровья. И наоборот, неправильно выбранная профессия может привести к резкому ухудшению здоровья, снижению трудоспособности, а порой и к ее полной потере.
Каждый поступающий на работу или учебу человек проходит медицинский осмотр. Чтобы заключение врача не расстроило ваши жизненные планы, мечты, к медицинскому отбору надо готовиться заранее. Намечая для себя профессиональную деятельность, надо учесть факторы, неблагоприятно влияющие на организм в процессе ее выполнения. Это могут быть большие физические нагрузки, постоянно низкая или высокая температура, повышенная запыленность воздуха, контакт с токсическими веществами, шум, вибрация, состояние постоянного стресса, напряжение органов зрения и осязания и др. Чаще всего вредности на производстве комбинированные, и выделяются только основные из них.
По своему влиянию на организм человека все профессии и специальности можно условно разделить на шесть групп.
Первая группа включает профессии, которые не имеют неблагоприятных производственных факторов. Это многочисленная группа профессий творческого плана, рутинного производства, связанного с торговлей промышленными товарами, мелкими ремонтами, диспетчерскими работами в сфере услуг, курьерская работа. Рекомендовать их можно почти всем лицам, имеющим к ним склонность и способности.
Профессии второй группы отличает непостоянное или умеренное воздействие какого-либо неблагоприятного производственного фактора, например повышенной или пониженной температуры воздуха, влажности. Профессии этой группы (повар, продавец овощного магазина и др.) могут быть рекомендованы только тем, у кого хорошо развиты терморегуляция, нет заболеваний сердечно-сосудистой системы и органов дыхании и склонности к простудным заболеваниям.
Третья группа включает такие профессии и специальности, для которых характерно воздействие не одного, а нескольких неблагоприятных производственных факторов. Поэтому, даже если воздействие каждого из факторов незначительное, оно усиливается их взаимодействием. К таким профессиям можно отнести ткачиху, работников литейной промышленности, работы, связанные с образивными материалами (повышенная температура воздуха, запыленность, интенсивный постоянный шум), печатника (запыленность воздуха, постоянный шум). Эти профессии нельзя рекомендовать лицам с заболеваниями сердечно-сосудистой и дыхательной систем, органов слуха. Допустимые нормы отклонений от общего нормального физического состояния тут значительно выше, чем во второй группе.
К четвертой группе относятся профессии и специальности с тяжелыми и вредными условиями труда, например, сталевар, шахтер, работник химического производства, нефтяник и др. Индекс общего физического состояния организма у работников должен быть очень высок.
Пятая группа — это профессии и специальности, деятельность по которым проходит чаще всего в обычных условиях. Но предметы труда требуют особо бережного отношения со стороны работника. Так, чтобы исключить возможность заражения детей, продуктов питания и т. п., к контакту с ними не допускаются бациллоносители или люди с хроническими инфекционными заболеваниями. Это в равной мере относится к таким профессиям, как врач, учитель, воспитатель детского сада, повар, кондитер, фармацевт и др.
Шестая группа — это профессии и специальности, требующие повышенной напряженности работы определенных органов. И если эти органы недостаточно выносливы и здоровы у человека, то такая производственная деятельность ему противопоказана. Например, при нарушении органов зрения — чертежник, огранщик, сборщик часов, вышивальщица, сборщик микросхем; органов слуха — стенографистка, автослесарь; органов обоняния — повар и др.
Ниже приводится сводная таблица противопоказанных профессионально-производственных факторов для наиболее распространенных заболеваний. Информацией, помещенной в ней, необходимо руководствоваться, чтобы оградить себя от возможных ошибок в выборе профессии из-за состояния здоровья и вовремя переориентироваться, если намечаемая профессия противопоказана.
ОГРАНИЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ
При болезнях: |
Противопоказания: |
- нервной системы
|
Нервно-эмоциональное напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами |
- органов дыхания
|
Неблагоприятный микроклимат, загазованность, контакт с токсическими веществами |
- сердечно-сосудистой системы
|
Значительное физическое напряжение, неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа на высоте, у движущихся механизмов |
- органов зрения
|
Работа с мелкими деталями, работа, препятствующая ношению очков, значительное физическое напряжение, запыленность, работа на высоте |
- заболевания органа слуха и равновесия (вестибулярного аппарата)
|
Неблагоприятные метеорологические и микроклиматические факторы, шум, вибрация, работа на высоте, у движущихся механизмов, на неустойчивых плоскостях, на транспорте, а также работа, требующая хорошей координации движений |
- органов опорно-двигательного аппарата
|
Вынужденная рабочая поза, значительное физическое напряжение, работа на высоте, у движущихся механизмов |
- органов пищеварения
|
Контакт с токсическими веществами, значительное физическое и нервное напряжение, работа, связанная с нарушением режима питания, вынужденная рабочая поза |
- почек
|
Неблагоприятный микроклимат, контакт с токсическими веществами, работа, связанная с нарушением режима питания, вынужденная рабочая поза |
- кожи
|
Контакт с токсическими веществами, запыленность, неблагоприятный микроклимат, постоянное увлажнение и загрязнение воздуха. |
В данный момент действует приказ Минздравсоцразвития № 302н от 12 апреля 2011г., детализирующий отклонения здоровья человека, не совместимые с вредностями на определенных видах производства.
Если у ребенка есть определенные отклонения в состоянии здоровья, то это будет означать, что он ограничен в выборе профессии. Не надо руководствоваться амбициями и престижностью некоторых профессий. Нужно думать о физическом и психологическом комфорте своего ребенка в дальнейшей жизни и нужно разъяснять ребенку доступными словами то, о чем Вы сейчас прочли, с более раннего периода его жизни.
Чтобы не ошибиться в выборе профессионального учебного заведения, следует обратиться за дополнительной консультацией к своему участковому врачу или получить консультацию в центре профпатологии.